Дополнительная общеразвивающая программа «Техническая мозаика»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Содержание программы состоит из 2 ступеней:
1 ступень (обучающиеся 5 лет) знакомятся с материалами и инструментами начального уровня технического моделирования и приёмами работы с ними, изучают основы графической грамоты, базовые технические понятия, конструируют технические модели и игрушки из плоских и объёмных деталей, знакомятся с профессиями из мира техники, приобретают навыки работы с современными материалами.
2 ступень (обучающиеся 6 лет) представлена тремя направлениями (блоками): «Весёлая математика», «Мир вокруг нас», «Творческое конструирование и моделирование» (узнаю-сравниваю-конструирую).
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа
Цель реализации программы: формирование и развитие у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, удовлетворение их индивидуальных потребностей, познавательной активности через развитие воображения, памяти, мышления, внимания.
Задачи реализации программы:
Образовательные:
- познакомить с материалами и инструментами начального уровня технического моделирования и приёмами работы с ними;
- познакомить с основами графической грамоты, базовых технических и конструкторско - технологических понятий;
- познакомить с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция) и геометрическими телами (шар, цилиндр, призма, конус);
- познакомить с математическими понятиями «больше», «меньше», «столько же», «симметрия»;
- познакомить с базовыми формами оригами;
- познакомить с пространственным ориентированием (верх, низ, право, лево, центр, ближе, дальше), временными понятиями (вчера, сегодня, завтра);
- научить сравнивать предметы по количеству;
- научить конструировать игрушки и технические модели из плоских и объёмных деталей;
- научить технологическим приёмам работы с бумагой, картоном, современными материалами;
- дать первоначальные представления о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий;
- расширение и углубление представлений об окружающем мире через осмысление собственного опыта;
- прививать интерес к техническому творчеству.
Развивающие:
- формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- формирование желания и умения трудиться;
- развитие воображения, памяти, мышления, моторики рук;
- развитие сотрудничества детей при создании совместных проектов;
- развитие речи детей, обогащение словарного запаса, развитие внимания, памяти, активности;
- выявление и развитие творческого потенциала одарённых детей.
Воспитательные:
- воспитание настойчивости в достижении поставленной цели;
- воспитание аккуратности в работе;
- формирование навыков совместной деятельности, планирования и организации сотрудничества, взаимопомощи;
- воспитание таких нравственных качеств, как чувство привязанности к своему родному городу, своей стране, бережное отношение к природе, чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека;
- формировать чувство гордости за свою страну, «малую» родину через изучение достижений учёных в истории науки и техники.
Ожидаемые результаты по программе:
Дети, прошедшие обучение по данной программе, будут:
- иметь базовые графические знания и умения;
- иметь первоначальные представления о мире профессий;
- знать материалы, которые используются в техническом моделировании;
- знать инструменты и приспособления, применяемые в техническом моделировании;
- знать геометрические фигуры и геометрические тела;
- знать основные базовые формы оригами;
- знать названия календарных месяцев, основные особенности каждого времени года;
- знать названия дней недели, пользоваться понятиями сегодня, вчера, завтра;
- знать названия частей суток, правильно употреблять их;
- знать названия временных промежутков (секунда, минута, час);
- знать названия планет Солнечной системы, нашей планеты;
- знать части дома;
- знать виды транспорта, их назначение;
- знать цвета светофора, дорожные знаки и их назначение;
- знать профессии людей (в том числе родителей);
- знать простейшие правила поведения в быту, на улице, в общественных местах и на природе;
- владеть практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги, картона;
- владеть математическими терминами;
- владеть первоначальными знаниями истории науки и техники;
- уметь конструировать из плоских и объёмных деталей простейшие технические модели и игрушки;
- уметь четко работать с ножницами, линейкой, владеть безопасными приёмами работы с инструментами;
- уметь организовывать рабочее место;
- уметь ориентироваться на плоскости;
- уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
- уметь эстетично оформить творческую работу;
- уметь правильно переходить дорогу по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу;
- уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом;
- называть предметы и явления окружающего мира;
- различать виды деревьев, цветов, грибов, ягод, фруктов, овощей;
- отличать представителей животного мира (звери, птицы, насекомые, рыбы; дикие, домашние; перелетные зимующие; животные жарких стран, животные Арктики и Антарктики; животные леса);
- пользоваться глобусом, показывать материки, водное пространство, сушу.
Изучаемые разделы:
1 ступень
- Введение в программу. В мире техники.
- Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.
- Основы моделирования и конструирования. Материалы и инструменты.
- Математика – царица всех наук.
- Графическая грамота.
- История науки и техники. Моделирование и конструирование технических моделей.
- Конструирование и моделирование предметов, игрушек.
- Работа с конструктором.
- Конструирование из строительного материала.
- Коллективный проект «Город, в котором мы живём».
- Задания и игры на повторение изученного материала.
- Оформление итоговой выставки «Технический калейдоскоп».
2 ступень
- Введение в программу. В мире науки и технических изобретений.
- Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.
- Весёлая математика.
- Мир вокруг нас.
- Творческое конструирование и моделирование.
- Оформление итоговой выставки «Все работы хороши, выбирай на вкус».